Новости

Позиция Калмыцкой республиканской организации Общероссийского профсоюза работников образования по изменениям в Закон РК от 26.11.2004 г. № 165-III-З "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла"

     Согласно статьям 19,22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

      В Республике Калмыкия таким нормативным актом является Закон Республики Калмыкия от 26.11.2004 г. № 165-III-З "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла", в который 24 сентября 2018 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия были внесены изменения.

     В предыдущей редакции в пункте 1 статьи 4 указывалось, что меры социальной поддержки (льготы по оплате ЖКУ, телефона, проезда и пр.)предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии. Например, если женщина достигла возраста 55 лет, мужчина - 60 лет - вышли на пенсию - начали пользоваться льготами. Аналогично по педагогам: отработал 25 лет - вышел на пенсию  начал пользоваться льготами.

    Новой редакцией данного пункта Закона предлагается следующее: меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, достигшим возраста не менее 60 лет для мужчин и не менее 55 лет для женщин, либо после установления (назначения) им пенсии.

      То есть, законом сохраняются прежние условия для лиц, страховая пенсия которым устанавливается по достижении ими соответствующего возраста (сохраняются 60 и 55 лет соответственно). Однако в отношении педагогов принцип сохранения прежних условий почему-то не работает.

      Необходимо учесть, что право этих работников, которые были выделены в особую категорию при назначении досрочной пенсии, было сопряжено не с возрастом по общему принципу, а с родом их профессиональной деятельности, связанной с рядом особенностей, к которым следует отнести, с одной стороны, государственную и общественную значимость вида трудовой деятельности, с другой - особенности их трудовой деятельности, связанной с длительным неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных факторов, обусловленных постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой, которые как следствие приводят к утрате, либо существенному снижению трудоспособности, к признакам профессионального выгорания.

      Общеизвестно, что по федеральной пенсионной реформе пенсионный возраст, также как и для всех категорий граждан, будет повышаться и для педагогов. И если по нынешнему законодательству для педработника предусмотрена возможность выйти досрочно на пенсию при наличии 25 лет педагогического стажа, то с 1 января 2019 года требования к специальному профессиональному стажу для этих категорий работников изменяться не будут, но срок оформления пенсионных выплат для них будет отложен на 1-5 лет относительно года приобретения требуемого стажа. То есть, учитель, выработавший 25-летний педстаж в 2019 году выйдет на пенсию только в 2020 году, выработавший педстаж в 2020 году - в 2022 году и т.д. по нарастающей. А уже те, кто заработает выслугу лет в 2023 году смогут оформить выплаты только в 2028 году.

       Новая редакция Закона Республики Калмыкия предлагает для педагогов предоставление мер социальной поддержки не по достижении 25-летнего педстажа, как это фактически было ранее, а только после назначения им пенсии, т.е., с отсрочкой на 1-5 лет (либо по достижении ими возраста 55 и 60 лет в общем порядке).

         Таким образом, для всех граждан реализация права на пользование мер социальной поддержки не "привязана" к назначению пенсии, а для педагогов - "привязана", что по нашему мнению, ухудшает их положение по сравнению с остальными получателями льгот.

        Президент России Владимир Путин в обращении к гражданам по поводу пенсионной реформы 29 августа 2018 года предложил меры, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения. Одна из них - сохранить на переходный период все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года, - по налогам на недвижимость и землю. Как и прежде, ими смогут пользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Единороссы в региональных парламентах и губернаторы предлагали сохранить и региональные льготы, например, бесплатный проезд, льготы по ЖКУ, при капитальном ремонте и газификации, на приобретение лекарств.

        Президент это поддержал и отметил, что расчитывает на то, что решения будут приняты еще до вступления в силу нового закона. В своем обращении к гражданам он отметил, что знает об инициативе "Единой России" не отодвигать получение региональных льгот вслед за пенсионным возрастом. Президент поддержал такой подход и рассчитывает, что необходимые для этого решения на местах будут приняты. Но справятся ли с такой нагрузкой региональные бюджеты? По этому поводу заместитель секретаря Единой России, депутат Государственной Думы Ольга Баталина пояснила: "Расходы на региональные льготы были заранее заложены еще в трехлетние бюджеты до 2019 года, это происходило еще до пенсионной реформы, поэтому дополнительных средств пока искать не придется. А в дальнейшем речь будет идти в большей степени не о дополнительных расходах, а о недополученных доходах. Например, по транспортному и земельному налогам. Конечно, появится и дополнительная нагрузка на бюджеты, когда речь зайдет о льготных проездных билетах и лекарствах, но ведь с ней регионы всегда справлялись."

       Таким образом, мы считаем, что не должны ущемляться права педагогов и им, как и всем остальным гражданам - ветеранам труда должен сохраниться прежний порядок получения мер социальной соцподдержки, т.е. при достижении ими 25-летнего педагогического стажа.